6 приемов как победить интеллектуальный сквозняк

Главная проблема современных школьников — интеллектуальный сквозняк.

Интеллектуальный сквозняк — это когда информация в одно ухо влетает, а из другого вылетает.

Вот и получается ситуация, когда ребенку дома приходится объяснять повторно то, что рассказывал в классе учитель.

Или повторять одну и ту же информацию несколько раз подряд, тратя на это объяснение и свободное время, и силы, и нервы.

В тоже время, у мозг ребенка настолько гибок и пластичен, что дети просто созданы для того, чтобы каждый день узнавать новое, учиться новому.

В этой статье предлагаю пять упражнений, которые позволят избавиться от интеллектуального сквозняка и сделать так, чтобы память ребенка работала как у супергероя, и даже разведчики могли позавидовать бы детям.

Существуют 4 вида памяти:

При этом доказано, что лучше всего мы запоминаем эмоционально-окрашенную информацию.

События, которые оставили сильное эмоциональное потрясение (положительное или отрицательное) буквально впечатываются в память и остаются с нами на всю жизнь. Эмоции — фактически та главная «шестеренка», которая позволяет запустить процесс запоминания.

Поэтому чтобы помочь ребенку лучше запоминать прочитанное, увиденное и услышанное – надо научить его автоматически подключать к изучению эмоции, а так же использовать образную, ассоциативную память.

Итак, как включить эмоции и поборот интеллектуальный сквозняк:

Прием первый  — Интерес

Когда ребенку итересно учиться, ребенку интересно на занятии — ребенок лучше запоминает и усваивает материал.

Инетерес на занятии можно вызвать по-разному. Горящие глаза учителя, интонация, необычные гости на уроке — все это стимулирует интерес детей к учебе.

  • На урок может прийти мягкая игрушка и попросить помощи
  • Ребенок может выполняя задания получать буквы, из которых в последующем нужно сложить слово
  • Можно помочь супергерою
  • Урок  может быть представлен в виде путешествия, в ходе которого нужно выполнить определенные задания
  • И многое, многое другое

Недавно мы запустили курс по обучению для детей. С одной стороны казалось, что провести онлайн-курс для маленьких детей (7-13 лет) невозможно. Ведь им придется сидеть перед экраном монитора! С другой была задача напрямую научить детей учиться, научить детей техникам эффективного обучения.

Тогда занятия мы постороили в виде игры — где наши маленькие ученики становятся спецагентами и проходят специальный курс по подготовке спецагентов.

Они узнают, какие спецагенты бывают, чем они отличаются и что умеют делать. А потом выполняя специальные тренировки на развитие памяти, внимания, запоминание иностранных слов не только приближаются к званию спецагента, но и учатся учиться.

Оказалось, что дети с радостью выполняют задания, им интересно учиться и открывать в себе суперспособности:

Прием второй — наглядность и карты

Информацию можно представить по-разному. Можно в виде текста, можно в виде схемы, можно дать ребенку алгоритм действия, а можно научить его «майнд-меппингу».

Это интеллектуальный современный вид спорта, при котором ребенок учится представлять информацию в виде интеллект-карты.

Это не только сокращает время на подготовку материала и изучение нового, но и позволяет быстро вспомнить нужный материал.

Например, одна наша ученица составила карту по учебнику физике 8 класса, где закодировала все темы, которые в этом году будут изучаться.

Ниже представлен черновой вариант карты (после карта ожила, стала цветной и еще более запоминающейся)

Научите ребенка составлять карты и покажите, как они упрощают процесс обучения.

После обучения этому навыку, дети с удовольствием создают свои карты и используют их.

Прием третий — необычные объяснения, связанные с жизнью.

Рассмотрим на примере уравнений. Школьные пособия предлагают следующий алгоритм действий, который нужно ребенку выучить и научиться применять:

Я представила как, показывая уравнение с неизвестным х, скажу сыну (цитирую справочник, или любой учебник по математике):

“Никита, это уравнение. Знаешь что это?
Это равенство, содержащее неизвестное число, которое надо найти.

Неизвестные числа в математике обозначают буквами. Значение буквы, при котором равенство верное, называют корнем уравнения. А чтобы его найти надо:

  • Определить какой компонент действия надо найти
  • Вспомнить правило нахождения данного компонента (выше)
  • Вычислить значение компонента
  • Проверить правильность
  • Подчеркнуть корень уравнения

Итак, давай посмотрим, какой компонент действия надо найти? Вместо какого компонента стоит х?

Вы знаете, что мне ответит мой сын?

Ничего не ответит. Потому что с самого начала беседы интеллектуальный сквозняк сделает свое дело.

И в мыслях будет думать, о чем-то своем и интересном. Возможно, он попытается меня слушать и даже понять. Но у него не выйдет. А даже если поймет сейчас, то оставь я его с примерами наедине, ребенок растеряется.

Родители часто меня спрашивают, как замотивировать детей за домашние задания. Вы верите, что на такое решение можно мотивировать?

А верите в то, что чтобы ребенок научился решать уравнения, ему нужно просто больше тренироваться и практиковаться? И чтобы закрепить тему, надо уравнения «задать на дом»?

Я — нет. Я верю в то, что успех обучения зависит прежде всего от понимания.  А оно в свою очередь от того, как объяснили ребенку ту или иную тему.

Теперь представьте другую картину.

Я написала на листе маркером пример, 3 + 5 = 8 Взяла кружку (да-да, самую обычную кружку!)
Перевернула ее и на дне маркером написала x

Дальше, кружкой закрыла число 5. И позвала сына.

— Никита!!! У меня тут под кружкой, спряталось одно число! Давай попробуем угадать, какое!

Никита, только взглянув, скажет, там 5-ка спряталась!)
Мы отодвинем кружку и посмотрим — точно!

Дальше мы продолжаем играть в “прятки с числами”. Примеры усложняются, плюс и минус перемешиваются, а “кружка” продолжает хулиганить.

Дальше, сам ребенок выводит правило, по которому получается найти “что под кружкой”.

И я рассказываю, что кружку с собой не поносишь, поэтому математики, научились прятать числа иначе. Наша кружка называется “х” (и показываю другие варианты «имен»).
И просто, добавив в пример вместо одного из чисел «х», мы получаем настоящую математическую загадку.

Дальше, для закрепления правила и для того, чтобы ребенок научился решать уравнения, нам потребуется немного потренироваться. Впрочем, это уже совсем другая история.

Прием четвертый  — используя приемы мнемотехники (образной памяти) научить ребенка запоминать много и просто.

В этом возрасте ВАЖНО показать ребенку его суперсилу!

Например, научите ребенка мнемотехникам и технике запоминания «Репка».

Подробно техника описана в видео ниже:

Благодаря этому приему вы можете помочь ребенку развить суперпамять. Наши спецагенты в курсе запоминали с удовольствием!

И уже на второй день курса запоминили менее чем за 20 минут 11 стан Европы со столицами.

Посмотрите, как ловко это получилось сделать у наешей ученицы Марины:

По дороге с музыкальной школы мы с моей 6-летней дочкой выучили с легкостью 50 слов (последоват-ть 2). Я пока за ней шла 30 минут с малышкой ,то сама почти запомнила,а на обратном пути ей предложила.Она сначала отказалась,мол,устала и так. А я все-таки предложила просто послушать мою историю ассоциаций. И нас понесло. Доча с таким азартом запоминала,через каждые 5-7 слов тормозила меня и повторяла. Когда мы дошли до 40 слов,она прям запрыгала на месте — давай еще 10,чтоб 50 было,а вообще ей хотелось 100 запомнить. Мы шли где-то 1 час до дома,с небольшими паузами,ну минут 40,наверно,ушло на запоминание. А вечером папе 47 слов восстановила,в конце немного подзабыла,видно уже подустала. Я так счастлива!!! Теперь у нас есть наиполезнейшее занятие для прогулок.

Прием пятый. Поиск «главных слов»

Для этого вы читаете ребенку текст (или его читает ребенок). После нужно сделать следующее: из кажого предложения зачеркнуть все слова, кроме одного, главного слова.

Пример текста:

Корабль вошел в бухту. Море сильно волновалось. Ночь простояли на якоре. Утром подошли к пристани. 18 моряков отпустили на берег. 10 человек ушли в музей. Восемь матросов решили просто погулять погороду. К вечеру собрались все вместе в городском парке, а в 11 часов вечера вернулись на корабль. К этому времени оставшиеся моряки провели выгрузку. Вскоре корабль отправился в другой порт.

Пример выполнения задания:

Корабль вошел в бухту. Море сильно волновалось. Ночь простояли на якоре. Утром подошли к пристани. 18 моряков отпустили на берег. 10 человек ушли в музей. Восемь матросов решили просто погулять по городу. К вечеру собрались все вместе в городском парке, а в 11 часов вечера вернулись на корабль. К этому времени оставшиеся моряки провели выгрузку. Вскоре корабль отправился в другой порт.

Вначале ребенку можно помогать.

Дальше, только с опорой на главные слова (их можно выписать отдельно), ребенок пробует дословно повторить весь текст и передать его смысл.

Такие тренировки позволяют не только развить память, но и научить ребенка не бояться изложений и хорошо их писать.

Прием шестой — научить ребенка использовать карточки для запоминания новой информации

Карточки можно вырезать самостоятельно из плотной бумаги. Размер карточек может быть любым, однако удобнее делать их размером с «визитную карточку».

Такой способ повторения материала очень удобен и приветствуются детьми, так как они видят свой реальный прогресс

Вначале на карточку нужно записать новую формулу, или правило, или иностранное слово. С обратной стороны — пояснение (перевод слова)

Создав 10 карточек их можно перелистывать и отвечать на поставленный вопрос, а перевернув карточку быстро узнать правильный ответ.

Но это еще не все.

Можно сделать 4 коробки (банки) и каждую из них подписать.

На первой коробке можно написать «раз в день» — там будут храниться карточк с новым материалом. И один раз в день нужно будет их брать, чтобы повторить.

На второй коробке написать «раз в неделю». Те карточки, которые при ежедневном повторении легко вспоминаются нужно переложить в эту коробку, и брать для повторения один раз в неделю. Например, в среду.

Коробка номер три — «раз в месяц».  Когда ребенок из коробки «раз в неделю» будет повторять карточки, он многие вспомнит легко. Их можно убрать в коробку «Раз в месяц».

Карточки можно брать с собой, чтобы проводить время с пользой, даже когда вы например, едете в транспорте, или проводите минуты ожидания.

Научить ребенка учиться можно. Развить память ребенка, внимание и научить его, как в три раза быстрее делать домашнее задание — нужно.

Можно это делать самостоятельно, можно делегировать это профессионалам. 

Взрослым порой кажется, что в школьной программе нет ничего сложного: выучить пару правил грамматики, умножение на семь, запомнить планеты, десять строчек стихотворения и решить задачу.

Однако дети сидят часами за уроками, плачут и выносят мозг нам, родителям.

Есть хорошая новость: если делать специальные упражнения и поменять подход к обучению, то разочарование от учебы сойдет на нет, а ребенок станет отличником.

После успешного старта первой группы (она набралась за считанные дни! и многие в нее не попали) мы запускаем второй поток  программы для детей младшего школьного возраста, котрая будет проходить онлайн на протяжении четырех недель.

Для кого программа:
— для школьников, которые не могут сосредоточиться и плохо запоминают
— для школьников, которые не могут сконцентрироваться на уроке, мучительно долго делают уроки дома
— для хорошистов и отличников, родители которых понимают важность интеллектуального развития
— для детей на семейном обучении, которым важно участие в коллективе, общение и социализация

Тренинг с легкими увлекательными упражнениями поможет любому ребенку запоминать быстро и учиться только на хорошо и отлично!

Что будет Версия Стандарт

Блок 1. Вступительные тесты (Для измерения прогресса и демонстрации его родителям и ребенку)

Проверяем слуховую память
Проверяем зрительную память
Проверяем внимание
Проверяем концентрацию внимания
Проверяем самооценку

Устновление коннекта с детьми. Знакомство. Игры.

Блок 2. Запоминаем как суперагенты

Законы памяти
Игры на развитие разных видов памяти
Ставим первый личный рекорд
Соревнование, измерение прогресса

Результат блока: дети осваивают техники эффективного обучения, повышается самооценка, появляется первый азарт

Блок 3. Как делать уроки быстрее?

Методы для запоминания стихотворений
Определений
Формул
Ставим личные рекорды

Результат блока: ребенок осваивает технику для запоминания стихотворений, определений. Выучит на занятии 2-3 стихотворения, запомнит десяток формул, поставит личный рекорд.

Сможет учить стихи сам, в несколько раз быстрее. Выучит все определения по школьной программе, формулы, чтобы не допускать ошибок в контрольных.

Блок 4. Долой зубрежку!

Методы для запоминания правил
Методы быстрого пересказа
Запоминаем тексты дословно
Ставим личные рекорды

Результат блока: ребенок учится правильно разбирать устные предметы, сможет без учителя или помощи родителей разобраться в материале. Выучит текст дословно и не заметит этого. Повышение самооценки. Овладеет принципами сокращения времени на уроки.

Тренинг для детей будет проходить по субботам.
Для тренинга необходим микрофон каждому участнику (можно наушники или встроенный).
Обучение будет проходить онлайн.

Ребята в конце каждого блока будут измерять прогресс.

Старт группы — 11 ноября.

Обучение будет проходить по субботам с 15.00 — 17.00.

Хочу записать ребенка в курс «Мой маленький гений» Версия Стандарт

Версия Продвинутая включает блоки 1-4 плюс:

Блок 5. (Продвинутый уровень) Увеличиваем скорость запоминания иностранных слов.

Как запомнить за два дня всю лексику класса? (200-300 слов)

Алгоритмы легкого запоминания слов
Тренируемся переводить иностранные тексты
Ставим личные рекорды

Результаты блока: выучит 100 иностранных слов, научится пересказывать текст. Улучшение оценок по английскому языку.

Все времена английского. Техника «Небоскреб»

Блок 6. (Продвинутый уровень) Повышение орфографической зоркости и грамотности

Учим словарные слова правильно
Повышаем грамотность
Ставим личные рекорды по грамотности

Результат блока: отработка словарных слов. Повышение грамотности. Улучшение оценок по русскому языку.

Блок 7 (Продвинутый уровень). Математика и магия цифр

Навыки устного счета
Учимся решать задачи (38 типов задач)

Результат блока: увеличение скорости счета, усиление навыков устного счета. Любовь к задачам и умение их «щелкать как орешки»

Блок 8 (Продвинутый уровень). Интеллектуальные карты — ключ к обучению на «раз, два, три»

Навыки создания карт

Техника «Час и учебник освоен»

Техники подготовки к устным предметам

Итоговые тесты:

Проверяем слуховую память
Проверяем зрительную память
Проверяем внимание
Проверяем концентрацию внимания
Проверяем самооценку

Продвинутый блок проходить по воскресеньям.

Хочу записать ребенка в продвинутый блок

Для тренинга необходим микрофон каждому участнику (можно наушники или встроенный). Обучение будет проходить онлайн.

Ребята в конце каждого блока будут измерять прогресс.

Начало курса — 11 ноября.

Обучение будет проходить по субботам и воскресеньям с 15.00 — 17.00.

В обучении ученики будут общаться между собой и с тренером, в том числе голосом.

Возраст детей для первого-четвертого блока (по субботам): 7 лет-13 лет

Возраст детей для пятого-седьмого блоков (по воскресеньям) 9 лет -13 лет

Во данный поток мы возьмем так же всего 10 детей

Стартовая участия во втором потоке:

В базовой версии (которая по субботам) — 10 000
В про версии (суббота + воскресенье) — 20 000

Цена в следующем потоке потоке будет значительно выше.

Почему такая низкая цена на данный поток, если час моей личной работы с ребенком стоит 5000 рублей, а коучинговые программы от 100 000 рублей?

Потому что мы запускаем новое направление работы напрямую с детьми и нам нужны отзывы. Именно поэтому мы сделали данный поток по цене часа работы репетитора.

Я буду максимально вкладываться в каждого ребенка, потому что мне нужны результаты ваших детей, чтобы другие родители увидели их и захотели так же.

Я хочу чтобы ваши дети полюбили учиться, научились учиться и у них появилась внутренняя мотивация и вера в себя. А техники эффективного обучения и мой опыт работы нам помогут этого достичь.

Потому что научив один раз детей учиться и побеждать интеллектуальный свозняк, использовать лучшие техники и приемы обучения, вы сэкономите несколько сотен тысяч рублей на репетиторах и платном обучении в высших учебных заведениях.

Регистрируйтесь в программу прямо сейчас:

 

Мой маленький гений. Стандарт.

 

Мой маленький гений. Продвинутый курс (+4 блока)

После окончания программы детям будут выданы сертификаты, а в декабре проведена неделя рекордов, в рамках которой дети получат ценные призы и подарки (отправляем почтой России или доставляем курьерской службой)

В неделе рекордов будут участвовать выпускники первого и второго потока курса «Мой маленький гений»

В ходе рекордов дети  с кураторами (тьюторами) будут запоминать термины, факты, материал школьной программы за свой класс и выше. А так же удивительные открытия и инетесные факты.

П.С. Родители могут подсматривать, но работать хочу напрямую с детьми

 

Вам понравилась статья? Сохраните себе на стену, чтобы не потерять

Автор

Рената Кирилина

Рената Кирилина

Эксперт №1 по эффективному обучению детей в школе, мама троих детей, прошла путь от учителя до директора школы

Один комментарий к “6 приемов как победить интеллектуальный сквозняк”

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.