Как понятно объяснить тему «Второстепенные члены предложения»

В этой статье я расскажу, что мы придумали для визуализации и разбора темы «Второстепенные члены предложения».

Напомню, мои дети обучаются на семейном обучении. А значит, что в наших совместных интересах найти способ объяснить новую тему понятно, просто и интересно. В этот раз идея как разобраться с «дополнением, определением и обстоятельством» пришла в голову Никите. 

Он придумал спиннер-помогатор.

Если Вам интересен наш опыт обучения, читайте далее.

С Никитой, который перешел в 4-й класс,  начали новую тему с построения изученного материала.

Вспомнили, что такое речь. Что она бывает устной и письменной. Важно проговорить этот момент для того, чтобы ребенок вспомнил ранее изученный материал.

Поговорили о том, что такое предложение (слова, связанные по смыслу для сообщения законченной мысли), и о том, что предложение делится по цели высказывания на:
— повествовательные
— побудительные
— вопросительные

А по интонации на:
— восклицательные
— невосклицательные

Нарисовали «паук-карту»:

Никита придумал сам предложение каждого вида. Посмеялись. И откуда у детей такая живая фантазия?!

Далее я попросила написать его предложение, в котором были бы только главные члены предложения.

Никита написал:

Собака лает.

Потом я попросила его «распространить» предложение.

И у него получилось так:

Злая собака громко лает на улице.

Он записал второе предложение под первым. Важно! Предложения детей не оспаривать, не критиковать. Даже если ребенок придумает на Ваш взгляд что-то глупое или неинтересное.

Так же вы можете предложить  придумать предложение с самыми короткими словами, чтобы меньше писать. Детям обычно нравится такая идея!

Мы стали искать главные члены предложения (эта тема ему знакома с третьего класса). Удобно искать с глагола, с действия.

Он подчеркнул в первом предложении глагол «лает» двумя чертами (сказуемое), существительное «собака» — одной чертой, т.к. это подлежащее.

Во втором предложении оказалась такая же грамматическая основа.

Мы обсудили, что первое предложение не распространено главными членами. Значит оно «нераспростаненное» сделал вывод Никита.

А второе — распространено. Значит оно какое? — спросила я у сына.
— Распространенное!

— Никита, а придумай помогатор, который как компас поможет определить, как называются другие члены предложения. Их всего три. Как ты думаешь, что может нам помочь? 

— А давай придумаем специальный спецагентский «спиннер»? Он будет показывать, что это за член предложения. 

Далее мы нарисовали спиннер (правда у меня он оказался больше похож на пропеллер), в котором в каждую «лопасть» стали добавлять информацию:

Одна лопасть нужна для того, чтобы определить о «каком» предмете идет речь. Определить его.

Называется этот член предложения (предположил Никита) определяющее. Я немного поправила его открытие. Подчеркивается очень красиво — волной.

Никита сразу нашел определение и зафиксировал его в «помогаторе».

Вторая лопасть — дополняет предложение информацией.

И отвечает на падежные вопросы.  Мы вспомнили падежи и решили, что называется этот член предложения «дополнение» (была версия «дополняющее»). Подчеркивается прерывистыми линиями.
Найти дополнение было просто.

Третья лопасть определяет при каких обстоятельствах произошло дело. Обстоятельство. А подчеркивается точка-тире. 

Отвечает на вопросы: где? когда? зачем?

Мы разобрали до конца данное предложение, потом начали играть.


После для практики Никита получил задание придумать пять распространенных предложений.
Пять нераспространенных.

Выбрали, какое из низ запишем (где слова покороче).

Никита записал и сделал разбор самостоятельно, поглядывая на «спиннер-помогатор».

Дело готово! На следующий день вспомнил все сам и сделал полный разбор предложения.

Так проходит наше семейное обучение. Главное в обучении —  интерес, графическая наглядность и чтобы открытия делали дети.

Никита, как и еще двести других ребят, занимается в клубе «Гениальных детей». 

Там они получают каждый день спецагентское задание — миссию, которую нужно выполнить.

Миссии интересные и необычные, ребятам их нравится решать.

Именно благодаря развитию ТРИЗ мышления в клубе, Никита придумал «помогатор-спиннер» для новой темы, чем представил новую тему и систематизировал понятия о второстепенных членах предложения.

В «Клубе гениальных детей» мы занимаемся развитием правильного «учебного» мышления с ребятами от 5 до 13 лет.

Маленьких гениев ждет 365 уроков в стиле «развивающих уроков Школы спецагентов», разбитых по 7 сферам развития, которые участники клуба получают каждый день:

— Память и работа мозга
— Логика, дедукция, алгоритмы
— Изобретательность, ТРИЗ
— Внимание, концентрация
— Обработка информации
— Творчество, художественное мастерство
— Ораторское искусство, сценическое мастерство

Уроки приходят каждый день на почту в течение года.

На выполнение уроков требуется не больше 15 минут в день. Уроки предназначены для детей, но могут выполняться и вместе с родителями.

Благодаря этим урокам и пошаговой системе дети развивают в себе навыки спецагентов эффективного обучения, тратя в день не больше 15 минут, легко втягиваются в процесс обучения.

Во время учебы уроки клуба являются якорем, настраивающим на быстрое выполнение учебных заданий.

Если Вы хотите, чтобы этот учебный год прошел легко, Ваш ребенок делал уроки и задания в несколько раз быстрее, развивал свой мозг и сверхспособности для эффективного обучения — записывайте ребенка в «Клуб гениальных детей» прямо сейчас, пока учебный год только начался.

На странице клуба подробная информация и примеры заданий.

Стоимость участия в годовой программе развития детей, по технологиям спецагентов эффективного обучения, стоит чуть меньше 14 рублей в день, то есть 5000 рублей за год обучения.

Что вы можете купить в магазине на 14 рублей в день?

Конфету, коробок спичек, жвачку, ручку, мыло, рулон туалетной бумаги, пластиковый стаканчик, пакет…

А можно купить годовую программу развития ребенка, которая будет работать на него всю его жизнь, сокращая время на учебу, помогая получать новые профессии, сдавать экзамены, сессии, учить языки, путешествовать в любые страны и достигать великих результатов в жизни.

Выбор за вами, но вспомните, как вы вкладывались в развитие ребенка, пока он был маленьким. Учили ходить, говорить, кушать, читать, писать. Изучали с ними звуки, животных, цвета, буквы, цифры…

Но, почему-то, когда ребенок идет в школу, мы передаем эту роль на плечи педагогов и считаем, что они лучше нас могут развить наших детей.

К сожалению, не могут.

Школа не учит эффективно учиться. Школа вообще не учит учиться и не занимается развитием детей. У нее другие задачи. А родители зачастую просто не знают, как развивать детей школьного возраста и чем им помочь.

Но мы знаем. Именно поэтому мы делаем наш проект. Именно поэтому мы проводим такое количество полноценных экспресс-тренингов и делаем в них бесплатное участие.

И именно поэтому мы создали «Клуб гениальных детей». Чтобы маленькими шагами, напрямую с детьми, научить их эффективно учиться.

Регистрируйтесь в клуб гениальных детей по специальной цене, которая составляет меньше 14 рублей в день и получите год развивающих уроков.

Записать ребенка в клуб гениальных детей и стать свободнее от уроков>>>

 

Вам понравилась статья? Сохраните себе на стену, чтобы не потерять

Автор

Рената Кирилина

Рената Кирилина

Эксперт №1 по эффективному обучению детей в школе, мама троих детей, прошла путь от учителя до директора школы

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.