Научите ребенка учиться. Алгоритм эффективного обучения

Порой родители спрашивают: «А как мне заставить ее (или его) полюбить учиться?»

Обычно я отвечаю прямо: «Никак». Но чаще предлагаю порассуждать и парирую: «А вы действительно думаете, что можно заставить кого-то что-то полюбить?»

И ведь действительно — можно либо заставить ребенка делать что-то (но тогда нет смысла переживать, что ребенок делает это неохотно), либо ребенок полюбит учебу. Но полюбит ее сам.

Можно лишь помочь ребенку полюбить процесс обучения, можно помочь ребенку разжечь жажду знаний.

Для этого нужно упростить для ребенка процесс обучения (чтобы не было трудно) и повысить интерес и ценность обучения (чтобы нравился процесс).  Да. Именно процесс.

А для этого существует простой и понятный алгоритм эффективного обучения.

Дело в том, что внутренняя мотивация взрослых и детей различна.

Взрослый человек ради результата может долго заниматься трудным, скучным и неинтересным делом.

Но тот результат, который взрослый получит в итоге, перевешивает трудозатраты на его достижение.

У детей все иначе. Внутренняя мотивация ребенка исходит не из конечного результата, а из процесса, которым ребенку предстоит заниматься.

Результат для ребенка вторичен. Для него первичен процесс. Трудно или просто. Интересно или скучно. Получается или нет.

Если учиться просто, у ребенка получается, и ему интересно, то тогда ребенок полюбит учиться. Полюбит всем сердцем, по-настоящему. Но сам.

Если отбросить «полюбить» и просто заставить ребенка учиться, то он будет сопротивляться, ныть, говорить, что скучно или трудно, делать бестолковые глаза или беспомощный вид, саботировать уроки и многое другое. А для этого есть специальные алгоритмы.

Разберем алгоритм эффективного обучения на примере предмета «Окружающий мир» за 3-й класс.

Дети изучают «Окружающий мир» с первого класса.

Многообразие затронутых тем, многообразие учебных пособий разных авторов не смогли упростить жизнь детей и родителей. К сожалению, данный предмет до сих пор является одним из самых спорных и неоднозначных.

Поделки и опыты делают родители, они же создают проекты, помогают детям рисовать звон крыльев комара или традиционные костюмы, а в интернете огромное количество фотографий страниц учебников, высмеивающих сегодняшнюю систему изучения окружающего мира.

Главные цели изучения предмета «Окружающий мир» следующие:

  •  формирование систематизированных знаний о многообразии природы и условиях ее жизни;
  •  «развитие положительного отношения к природе, элементов экологической культуры;
  •  формирование навыков бережного, созидательного отношения к природе;
  •  воспитание начал высших нравственных чувств (отношения к Родине, ее культуре и истории), толерантности, и др.;
  •  воспитание культуры поведения и взаимоотношений;
  •  развитие умения сопереживать, проявлять внимание, оказывать помощь и др.;
  •  формирование общей культуры и эрудиции школьников;
  •  развитие ценностного отношения к окружающему миру, нравственных и эстетических чувств;
  •  осознание себя как части природы и члена общества.

И вроде бы идея понятна — познакомить детей с многообразием окружающего мира и дать базовые знания о науках, которые далее будут изучаться отдельными предметами.

Но по факту мы имеем сложные запутанные тексты, отсутствие единого стандарта учебника. Изучаемые темы в разных программах очень сильно отличаются. А главное — задания в рабочих тетрадях, проекты и многое другое дети не могут выполнить самостоятельно, не прибегая к помощи родителей.

Найти в тексте основную мысль и выделить суть порой сложно даже родителям.

Но давайте помечтаем. Представьте: ваши дети внезапно стали помнить всю полезную информацию, с которой сталкиваются, запоминают ее с первого раза и навсегда. Здорово!

Пришел в школу, послушал урок — запомнил. Прочитал книгу — пересказал!

Оказывается, около 80% школьных предметов (не считая русского языка и математики) так или иначе сводятся к умению передать главную мысль. Пересказать текст.

Поэтому, для того, чтобы ребенок не испытывал трудности в обучении, необходимо развивать следующие навыки:

  •  уметь читать;
  •  уметь запоминать информацию;
  •  уметь работать с информацией (выделять главное и важное);
  •  уметь воспроизводить информацию.

К сожалению, в школе не учат пересказывать и работать с текстом, всё это ложится на плечи родителей. Да и немногие родители сами умеют это делать правильно, быстро и эффективно.

Как же справиться с тем объемом информации, который ежедневно к нам поступает? Как не упустить главного? Как убрать лишнее и ненужное?

Итак, первый шаг.

Для того, чтобы ребенок хорошо запомнил любой школьный предмет и его проработал, нам нужно взять учебник, с которым мы хотим начать работать (можно проработать так абсолютно все книжки в начале или в середине года), и открыть его на странице «Содержание» («Оглавление»).

Первый шаг, который мы делаем — в «Содержании» смотрим, какие в этом учебнике есть разделы.

Школьный учебник для этого очень хорош, потому что все, что изучает наука в этом учебном году, здесь разделено на отдельные блоки. В частности, «Окружающий мир», 3-й класс:

  1.  Как устроен мир.
  2.  Эта удивительная природа.
  3.  Мы и наше здоровье.

То есть всего три блока.

Начинаем составлять интеллект-карту. Пишем на листе А4 или А3 в кружочке — «Окружающий мир». Это первый шаг.

Шаг №2. Детализируем карту.

От названия предмета мы добавляем те три, четыре или пять (обычно в школьных учебниках их максимум пять) разделов, которые выделяет книга. Соответственно: «Мир», «Природа» и «Мы и наше здоровье». Лучше, если вы вместе с ребенком не просто напишете слова, а придумаете какие-то яркие образы, яркие картинки, которые при этом у вас еще закрепятся в единую картину.

  1. «Мир». Как устроен мир? Можно, например, нарисовать глобус и написать на нем «Мир».
  2. «Природа». Часто дети под природой подразумевают солнышко, озеро, горы, лес.
  3. «Мы». Тут можно нарисовать человечков, которые стоят на планете.
 

Больше на этом плане ничего не надо делать. И ребенок в процессе обучения или диагностики будет прекрасно понимать, что вообще ему этот предмет даст. И даже, скорее всего, появится внутреннее желание: «О, скорее бы узнать вот это!» Может быть, еще до начала учебного года он прочитает тот или иной раздел.

Шаг №3. Он очень простой: надо посчитать количество пунктов, которые мы написали.

Считаем и подписываем количество «веток». Если у вас гораздо больше пунктов, чем три, или если вы разбираете «Информатику» или ещё какой-то сложный предмет, будет проще проверить себя. Вы написали, вспомнили первые четыре и думаете: «А там четыре, помню я что-то или не помню?» Для того, чтобы избежать этих нюансов, мы сразу себе отметили три «ветки». Все просто!

Шаг №4. Продолжаем читать «Содержание» («Оглавление»), смотрим в каждом из пунктов, которые мы выделили, темы, которые ребенок будет проходить.

В частности, «Как устроен мир»:

  1.  Природа.
  2. Человек.
  3.  Общество.
  4. Природа в опасности.
  5. Мир глазами эколога.   

Целых пять разделов! Желательно сократить количество, выделить максимум пять направлений и попытаться объединить их.

Итак, четвертый шаг алгоритма — мы расширяем и дополняем карту вторым уровнем. Сейчас мы это попробуем сделать.

Дополняем карту.

В первом пункте «Мир» (глобус), изучаются следующие темы:

  1.  Сама природа (можно нарисовать деревья);
  2.  «Человек» (нарисуем человека);
  3.   «Общество» (нарисуем группу людей);
  4.  «Мир глазами эколога» (Очень интересный раздел! Здесь можно нарисовать какого-нибудь эколога или очки и книжка — что скажет наука?).
  5.   «Природа в опасности». Я бы не выделяла это отдельно, а включила бы в «Мир глазами эколога»: добавила бы стрелочку и обозначила опасность восклицательным знаком».

Получилось четыре подпункта, подписываем «4».

 

Следующий шаг. После детализации обязательно сразу считаем. В «Мире» на нашем глобусе мы выделили четыре подпункта и подписали — «4». Теперь мы не просто знаем, что будет изучаться в этом предмете, мы будем понимать конкретные детали.

Далее шаг №2 для раздела «Эта удивительная природа». Тела, вещества, частицы, разнообразие веществ, воздух, вода, как разрушаются камни, почва, растения, размножение, охрана растений, животные и так далее.

Здесь оглавление не самое лучшее, дальше категорий просто нет, и всё идет вперемешку. Ребенку будет достаточно сложно, если он будет просто последовательно идти, и у него не будет вот этого сформированного дерева.

Когда окружающий мир будет изучаться в школе, в первом разделе структура у него еще более-менее, и ребенку понравится предмет «Окружающий мир», но дальше он не поймет, как и куда мы перемещаемся. То тут воздух, то вода, то природа. Всё смешается, и в итоге изучение предмета в классической форме перерастет в то, что информация, которую он будет получать ни за что не будет держаться, и получится просто гора несвязанной информации.

Мы сейчас с вами помогаем ребенку избежать как раз именно этого.

Мы прочитали, что здесь есть. Воздух, вода и дальше все о превращении воды, воздуха, круговорота воды — отлично. Камни, почва, растения, животные — смотрим, что можно выделить из этого многообразия.

  1. Мы увидели, что на нашей планете самое главное — это вода. Можно нарисовать море. Кстати, про различные состояния веществ: жидкое, газообразное, твердое — все будет здесь, в подпункте «Вода».
  2. Мы увидели, что есть растения — можно нарисовать дерево и цветочек рядом.
  3. Мы увидели, что есть животные — давайте нарисуем кошку.
  4. Помимо этого, здесь есть почва, земля — можно нарисовать кусок дерна с корнями.
  5. Отдельно выделим царство грибов — нарисуем мухомор.

Получилось пять подпунктов, подписываем «5».

 

Даже если вы остановитесь на этом этапе, расшифруете только третью часть и больше ничего не будете делать самостоятельно, если до момента начала занятий в школе вы нарисуете эту карту и проработаете ее несколько раз, то, находясь на уроке в классе, когда будут рассказывать о животных или о деревьях, у ребенка информация будет сразу автоматически прикрепляться к одному и тому же нужному блоку.

И в момент написания сочинений, контрольных, ответов в тесте, информация будет сразу очень быстро вспоминаться, потому что ребенок будет знать, где она находится.

После того, как детализирован первый уровень, повторяем.

Далее дополняем карту II уровня точно также для пункта «Мы и наше здоровье».

Подпункты:

— организм человека, органы чувств, опоры, движения, дыхания, кровоснабжения. Здесь мы изучаем внутреннее строение организма человека. Можно назвать «Человечек, что у него внутри».

— и здесь мы говорим о здоровом образе жизни, о том, как важно свое здоровье беречь. Можно нарисовать гантелю, например.

Получилось два подпункта, подписываем «2». Далее все это будет разделяться глубже в каждой части

Шаг №5. Написать по памяти получившуюся схему.

Пятый шаг. После того, как вы выполнили первые четыре пункта (написали название предмета, выделили, из каких разделов он состоит, и нарисовали к ним картинки, посчитали, детализировали дополнительный II уровень по всем пунктам), пятым пунктом надо перерисовать получившуюся структуру по памяти. Когда это сделано, считайте, что у вас уже 50% успеха в кармане!

Кто из вас сейчас может вместе со мной это сделать? Давайте проверим друг друга. Я сейчас нарисую эту схему, не обращаясь ни к каким источникам. Итак, «Окружающий мир», 3 класс. Там было три раздела. Первый — глобус, мы изучали «Мир». Второй — «Природа». Третий — «Мы», человечество.

В «Мире» было три раздела (именно в таком ключе вы вместе с ребенком начинаете это все перерисовывать). Первое — изучался человек, как он есть, второе — изучалась сама природа, третье — мир глазами эколога со всеми его опасностями и так далее.

В «Природе» мы поговорили о том, из чего она состоит, из каких веществ: вода, воздух, сами растения и животные, почва, из которой все растет, и выделили отдельно царство грибов.

Ну и, наконец, «Мы, человечество» — это внутреннее строение человека. Вот уже и понятна разница. В первом пункте «Мир» — это место человека в природе, а здесь, в пункте «Мы» — внутреннее строение организма, разговор о здоровье человека.

Какой важный предмет! И вот он сейчас уже весь есть в схеме, и ребенок уже прекрасно понимает, что надо дальше делать.

Кстати, по этому алгоритму очень хорошо готовиться к контрольным. В конце учебного года рисуете такую схему по любому предмету. Дальше начинаете спрашивать ребенка, что он знает по каждому пункту:

— Про мир глазами эколога знаешь?

— Да, там вот это, вот это и вот это.

Отлично! Плюсик поставили.

— Природа, деревья — знаешь?

— Да, знаю, мы там говорили о том, что есть многообразие, круговорот.

Отлично, плюсик.

— Про человека здесь знаешь?

— Знаю.

— Про грибы?

— А вот грибы не помню, я болел.

И вы ставите минус. Таким образом, в конце учебного года вы будете иметь четкую систему оценки знаний ребенка, чтобы он мог спокойно и уверенно пойти в следующий класс.

 

Я, например, взяла такие карты в «Школе умных детей» и задала ребенку несколько вопросов.

Выяснилось, что некоторые темы он не помнит. Отлично, не помнишь — повторим. Тем самым, мы не идем линейно, мы сразу видим всю картину. Это как лететь на самолете: можно ходить по земле и видеть плоско перед собой деревья и дома, а можно подняться на высоту 11 000 км и увидеть все объемно. Вот такая работа позволяет увидеть объемно любой предмет.

Это пока самая простейшая подготовка к школе, которая облегчит вашему ребенку путь по линейке школьного обучения.

Получили учебники, нарисовали карты, сложили их в папку. У меня, например, карты ребенка даже не сложены, они висят у него перед глазами, где он учит уроки. Мы просто распечатали карты из Школы умных детей.

Обучение с использованием образовательных интеллект-карт — один из главных принципов в Школе умных детей.

По каждому предмету: русский язык, математика, окружающий мир, английский язык,  на каждый класс в школе есть подробные карты.

Одного взгляда на которую достаточно, чтобы определить маршрут движения. А дальше останется лишь прослушать уроки школы.

Мы записали подробную экскурсию по ШУД:

Стать участником ШУД очень просто. Тем более, что в ШУД есть ряд полезных нововведений:

Новости проекта [Школа умных детей]:

1. В школе умных детей появился новый раздел: «Библиотека с полезными материалами». Регулярно обновляем библиотеку школы. Вчера добавили видео-урок «Возрастные нормы развития детей» Материал будет отличным помощником, чтобы понять, как мотивировать ребенка на учебу, в зависимости от его возраста и интересов.

2. Уроки школы умных детей активно обновляется.

3. За последние две недели добавлены или обновлены уроки по предметам: Математика 1-4 классов Добавлено более 50 уроков, еще 20 обновлены на уроки лучшего качества. Обязательно посмотрите уроки-новинки!

4. В ШУД появились новые уроки по курсу английского языка:
— Фонетика английского языка с Хамзой и Одри
— Как научиться читать на английском 
Всего 68 новых уроков английского языка.
А главное, что уроки курса «Учимся читать» представлены в двух версиях:
english version и версия на русском языке.

Поэтому теперь дети, ученики ШУД, смогут смотреть уроки прямо на изучаемом языке, а что не понятно, посмотреть в переводе. Так дети привыкают слышать правильную речь, понимать объяснение на английском языке, не бояться речи, уметь слышать паузы в словах. А русский язык для Одри не родной, и как ценно слышать, как иностранец говорит на нашем родном языке. Как мне сказали дети, сразу понимаешь, что ей тоже трудно! Но она может! И делает. Значит и мы сможем!

Очень просто и легко Одри объяснила правила чтения. Научиться читать на английском языке интересно, легко, просто!

5. С 1 ноября в ШУД запускается новая функция — тренинги месяца. Мы открываем доступ к трем тренингам на месяц всем участникам школы умных детей, у которых действует доступ к данному месяцу
Первый тренинг ноября — эффективная подготовка к ВПР (http://gladtolearn.ru/lp/vpr_140218/)
Вторая программа — игра «Морской бой» по запоминанию словарных слов. Третью программу — выбирают участники ШУД голосованием.

Записывайтесь в Школу умных детей прямо сейчас и научите ребенка учиться

Вам понравилась статья? Сохраните себе на стену, чтобы не потерять

Автор

Рената Кирилина

Рената Кирилина

Эксперт №1 по эффективному обучению детей в школе, мама троих детей, прошла путь от учителя до директора школы

One thought on “Научите ребенка учиться. Алгоритм эффективного обучения”

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.