Нужны ли домашние задания?

Обучение

В понедельник хочу порассуждать о домашних заданиях наших детей.
За то время, что у меня дети учились в школе, это был один из самых острых вопросов.

Нам задавали домашние задания и по ИЗО, и по технологии, по окружающему миру, не говоря уже об огромных объемах задания по русскому языку и математике, английскому!

И возможно, если бы я не работала в школе, не была бы учителем начальных классов, учителем информатики старшей школы, завучем и директором, я бы поверила в то, что «иначе программу не пройдешь», что «не учителя такие а программа», что «не успеем, не успеем!!!»

Однако, я все больше убеждаюсь в том, что в тех объемах и количествах, в которых современная образовательная программа предлагает домашние задания, они не столько полезны, сколько вредны.

msfpjxtl1ki
И говорить можно не только о том, что у родителей не остается времени на себя. Что дети все вечера тратят, обливаясь слезами. Что семьи уже и забыли, что значит, просто наслаждаться совместными вечерами. Что дома иной раз родители сидят и думают, как подступиться к заданию.. Сколько о том, что задания нужны для актуализации знаний, для того, чтобы формировался навык, а уж ни как не для того, чтобы «успеть пройти программу» или «так положено»

z57xla5ahaeМой брат учился в школе им. Римского-Корсакова, где домашние задания не задавались вообще. Только по музыке.

И он закончил школу. И сдал наравне со всеми ЕГЭ. И никогда не занимался с репетиторами. И поступил бесплатно в Санкт-Петербургскую Консерваторию, которую в этом году благополучно закончил.

И в настоящий момент имеет канал на Ютубе, который смотрят миллионы.  При этом в школе, где он учился, не задавали домашних заданий!

Я никогда не задавала детям домашние задания по информатике. И всегда мои дети побеждали в олимпиадах, сдали ЕГЭ на высочайшие баллы (от 62 до 98), всегда писали все итоговые тесты по предмету. И дети поступили в ВУЗы.

Работая в начальной школе, я задавала только короткое упражнение по русскому языку, которое можно выполнить максимум за 15 минут, чтобы поддержать навык письма. И только столбик примеров по математике, чтобы закрепить вычислительные навыки. И это было лучшее, что я могла сделать! Потому что такими заданиями я помогала детям, а не мешала им.

Именно такая нелюбовь к домашним заданиям, и искреннее непонимание, как так тратить вечер на уроки, и легли в основу курса «Умный ребенок», который я отвела вот уже 11 потоков (а ведь запускали «шутя», где я просто рассказывала как сама решила проблему уроков»
Мне хотелось показать другим родителям, что может, и должно быть иначе! Что на уроки может максимум уходить 15 минут на предмет. А в начальной школе, лучше, если все уроки займут полчаса.
И это не миф, это реальность.

hf39yz7xzsyПотому что сейчас дети лишаются детства. Детей все сложнее мотивировать на учебу, потому что мотивировать на то, в чем сам в общем-то не понимаешь смысла, очень сложно.

Домашние задания нужны?? Да. Но в минимальных объемах. В минимальных количествах.
Только для того, чтобы они выполнили основную функцию — актуализация знаний ученика. А не обучение по средствам домашних заданий, как это получается в современном мире.

А как часто я вспоминаю слова моей бабушки, учителя русского языка и литературы! «Если двойки в журнале стоят в строчку — дурак ученик. Если в стоблик — дурак учитель.»
К сожалению, так часто учителя ставят двойки в столбик, при этом на родительских собраниях тыкают в двойки родителей, говоря, что класс не усвоил тему, потому что безотвественно подходят к домашним заданиям.

Ау! Очнитесь! Так и хочется закричать. Двойки у всего класса? В столбик? Учитель дурак, а не дети. Уж простите меня, дорогие педагоги.

Неужели, задавая такие объемы, вы забываете о том, что у детей есть родители, и они так же ходят на работу. И устают. И вечер хотят провести спокойно, всей семьей. А не в криках и слезах из-за уроков.
Неужели, задавая такое количество упражнений, вам не жалко детей, и вы забываете, что ваши дети так же нуждаются в свободном времени.
Неужели вы верите в то, что без такого количества заданий, вы не пройдете программу?
А дети не напишут итоговые работы???

Не верю. Не верю. Не хочу верить.
Я сама учитель.
Я учитель в четвертом поколении, и помню, как читала запоем «Педагогичесчкую поэму» Макаренко. Почему сейчас в педагогических вузах про нее забыли? Почему она перестала быть обязательной к прочтению?
Почему в педагогический идут те, кто не поступил на юриста или экономиста?
Почему в педагогическом вузе обучение самое дешевое?
Почему учителя работают за «баллы»?
Почему родители отмахиваются от ответственности, и валят все на школу?
Почему кричат, что задания — это проблема и ответственность детей?

Эта наша общая проблема. Это наша общая ответственность, И если уже мы создали мир таким, то разве не нам нужно помочь детям в нем выжить? Разве не нам нужно постараться сделать все возможное, чтобы дети не ненавидели школу, и учителей, и уроки? А любили..
Разве не мы единственные, кто думает о счастье наших детей?

Разве не так?

5duu6ygf8-yПомогайте детям. Помогайте!
Тратить 15 минут на предмет во время выполнения домашних заданий — реально. Поставьте себе и детям такую задачу. Сконцентрируйтесь на ней. Изучайте техники эффективного обучения.

Любите своих детей больше, чем когда либо. Потому что с моментом начала школы, сисемы тотальной оценки, они нуждаются в вашей любви больше, чем когда-либо.

Хочу сказать отдельное спасибо тем родителям, которые не спихивают вину на школу, не бросают детей в одинокое плавание. И вместе с нами ищут инструменты, которые делают школьные годы более счастливыми и наполненными позитивом! И освобождают время детям на великие дела!

Вы классные! И вы вдохновляете нас на новые открытия. Вы вселяете в меня веру в то, что домашние задания могут быть не такой уж большой проблемой.
Вы герои и ваши истории — пример и вдохновение для многих: https://vk.com/topic-84297351_31142793

Для этого мы и создаем онлайн-«Школу умных детей».
Чтобы на один предмет домашних заданий уходило не больше 15 минут
Чтобы дети успевали в кружки и секции
Чтобы в семье царил уют и покой, а вечерами родители набирались сил перед новым рабочим днем
И мы знаем, что это реально

Для этого просто нужно, чтобы ребенок понимал предметы
Чтобы знал тему «наперед»
Чтобы использовал технологии эффективного обучения
Но главное, чтобы знал, что он очень много может сделать для этого мира. Стоит только немножечко поучиться…

Присоединяйтесь к школе умных детей. Давайте вместе сделаем обучение в школе простым и качественным

Учиться в школе умных детей

Вам понравилась статья? Сохраните себе на стену, чтобы не потерять

Оцените статью
Блог и все письма Ренаты Кирилиной и "Обучение с удовольствием"
Добавить комментарий

  1. Alla Jones
    Alla Jones

    Да…. Домашние задания — это еще та песня… печальная. И не из-за невероятного количества оных. А из-за их отсутствия. Первые годы моего ребенка в школе в далекой загранице были для меня шоком. И до сих пор я с трудом принимаю местную систему обучения. У них нет домашних заданий. По крайней мере в начальной школе. И тут же шепотом родители деляться друг с другом контактами и телефонами репититоров — дети очень сильно отстают от программы. Мой же парень обладал замечательной памятью. Нам репититоры были не нужны. Да я и сама подтягивала, гда надо.
    А потом почти два года глухоты. Постоянные жаловбы учителя, что «ваш ребенок меня игнорирует, он не отвечает, когда я его зову». И странное нежелание принять тот фатк, что он просто не слышит, что мы ждем операции….
    За эти два года мы не только отстали, а просто потерялись. Теперь он вообще не желает что-либо делать ни в школе, ни дома. Когда приходила к учителю и просила помочь, дать нам какие-нибудь дополнительные материалы, чтобы мы могли проработать дома вместе, в ответ: «home work is against school policy». Теперь же, когда у нас впереди всего полтора года до high school, у нас вдруг появились уроки на дом. Ну надо же! Всего лишь правописание и чтение. А еще таблица умножения.
    Но теперь сын уроки игнорирует. С учителями груб. Если не хочеть выполнять какое-либо задание в школе, может просто ответить учителю матом. Именно так. Я где-то понимаю, почему он так себя ведет с учителями (у них два учителя в классе). Он не уважает ни одну из них. И если хочет, чтобы его оставили в покое, то просто «пошлет» И я не знаю, что делать. Математику я ему сама объясняю. И таблицу умножения мы учим вместе. И книги читаем вместе. Сам же ничего не делает. Ни дома, ни в школе.

    Ответить