Почему от учителя зависит, каким будет будущее наших детей

Из дневника учителя #непростыешкольныеистории Ренаты Кирилиной

В моей педагогической карьере было много случаев: от тех, в которых я показала себя не лучшим образом, до тех которыми я горжусь.

И каждая сложная история, каждый новый класс или трудный ребенок прежде всего учил меня брать ответственность за своих подопечных.

Не секрет, что часто можно услышать, что «ваш ребенок плохо себя ведет», или «он/она не усвоил материал», «вы плохо делаете домашние задания», «не занимаетесь с ребенком». В общем, я обо всех тех случаях, когда учитель перекладывает ответственность на родительские плечи.

Но в состоянии ли родители контролировать учебный процесс ребенка, который происходит в школе? А должны ли объяснять школьные темы дома? Их ли это «ответственность». Поговорим об этом.

И у меня на этот счет очень жесткая позиция.

С «хорошими детьми» не растешь как педагог. С ними просто. Их достаточно похвалить или иногда пожурить.

Но настоящий прорыв в карьере учитель совершает с самыми сложными классами. У меня их было несколько. Но больше всего запомнился мой «4Б», 543 школы г. Санкт-Петербурга.

Который моим был всего 5 месяце, с января по май. В этом году ребята заканчивают уже 9 класс!! Однако, я навсегда осталась у них в выпускном альбоме за начальную школу, а они.. в моем сердце. И ведь в этом классе, половина «матерились», все «не успевали», были и прогульщики, и обманщики. Но это, если мыслить «шаблонами» и «ролями».

Представьте, обычная школа, в которой в параллели есть два четвертых класса, по сорок человек в каждом.

Как в любых других классах есть: хорошисты, отличники, неуспевающие дети.

Но ситуация осложнилась тем, что в конце второй четверти, из 80 человек в параллели неуспевающими стали 17 ребят. Много. Очень много.

Администрация принимает смелое решение: открыть третий класс. Только из неуспевающих детей, сохраняя программу, сохраняя нагрузку.

Жаль, педагога, который согласился бы на такую вакансию не удается найти. Ведь что делать учителю, в классе не успевают 17 человек из 17? Когда половина детей «трудные», а вторая половина — «ленивые»?

Я никогда не думала, что в итоге буду тем человеком, кто примет такой вызов. Я же тоже в здравом уме и понимаю, что это за класс.

Но именно в школу, в которой как раз перераспредели классы, я пришла на должность заместителя директора по воспитательной работе.

И как любому завучу, мне нужны были педагогические часы.

Был выбор: «резать» часы у действующего учителя информатики (она работала на 1.7 ставки) или взять «тот самый класс».

Мне дали сутки на «подумать».

Поясню, для учителей и знающих «кадровую кухню»: у меня два образования (первое инженер-программист), а второе, педагогическое: логопед-дефектолог, поэтому не смотря на личный стаж только в должности учителя информатики, я имела право занять вакансию педагога в начальной школе.

И я взяла «тот самый» класс.

Теперь я понимаю, что это было лучшим решением в моей педагогической карьере.

Потому что, когда есть успевающие дети, при общей массе успевающих, то можно просто «свалить все на них». Ведь это просто ребенок не понял? Или «плохо занимался дома». Учитель-то одинаково для всех объясняет. Проблема ребенка и его родителей.

А вот на кого переложить ответственность, когда в классе сидят 17 пар глаз, которые не верят ни в себя, ни в тебя, как учителя, и совершенно, совершенно ничего не учат и даже не хотят заниматься?

Это был сложный период. И третья четверть.

Я уже имела достаточный опыт работы, чтобы понять, что «как обычно» и «по методичке» не получится.

Но это не главное. Я выросла в семье педагогов. Моя мама -учитель начальных классов. Бабушка — учитель русского языка и литературы. Прабабушка была директором школы и учителем математики.

Разговоры о школе, о важности поступков педагога, о педагогической мудрости или «слепоте» были в моей семье регулярно. Именно они повлияли на меня в первую очередь.

Первое, я дала себе установку — не ставить «2» вообще и не писать замечания в дневник. Правда, дважды сорвалась. И зря.

Второе — задавать МИНИМУМ домашних заданий, а все, что можно сделать в классе — делать в классе.

Принять, что если у меня дети не поняли материал, это значит, что я не нашла способ понятно объяснить тему.

Уважать детей и не злиться на то, что они не хотят учиться. Имеют право.

Взять ответственность за каждую ошибку ребенка на себя. Значит, не проработали или я не донесла информацию так, чтобы ребенок «принял» ее.

На установление контакта с детьми ушла неделя. На установление доверия с родителями — почти месяц.

Мы сделали несколько важных вещей:

1. Последнюю парту назвали «партой знаний» и на нее наклеили множество подсказок: от таблицы умножения и списка словарных слов, до правил и схем. Детям можно было в любое время (даже на контрольной) подойти к парте знаний и посмотреть, если что-то забыл. Пока ребенок шел к своему месту, он раз 10 шепотом повторял: 7*8=56 и в итоге, незаметно для себя, запоминал.

2. Стихотворения учили только в классе. Полностью ушли от «зазубривания». Я рисовала пиктограммы, дети «кодировали» и «раскодировали по ним стихи. Зачем задавать учить стихи домой, если я знаю, что половина не выучит, т.к. Просто не будет учить, вторая половина забудет. И мне тогда придется ставить плохие оценки или закрывать глаза на это? Не подходит. Поэтому сразу работали по устным предметам в классе, тут же проводили опрос. И ставить «двойки» за невыполненные домашние задания не нужно было. Нет задания — нет и двойки.

3. Окружающий мир и другие предметы начали изучать только с помощью майнд-карт и графических органайзеров. Рисовали «паучков», «роботов», «гамбургеры»

4. Я сняла все плакаты со стен (они все-равно были как белый шум)

5. Ввели чтение на время каждый день, читая один и тот же отрывок текста трижды. Новый день — новый отрывок, Но вновь обязательно три раза и на время.

6. Я регулярно читала детям стихотворения. Наизусть. По разным поводам и ситуациям. Запутался и облажался на всех уроках: прочитаю про одного ученика и 6 единиц. Обсудим. Не поделили игрушку на перемене — читаю «Машинку». Поссорился с родителями — «Папины ноги». Мечтательное настроение — «Цветок Пушкина». В тот период я выучила больше стихотворений, чем за все остальное время. Удивительно, но это отлично работало!

7. Мы стали «рассуждать», как победить ту или иную тему и что можно сделать, чтобы она «запомнилась», Например, что можно сделать, и как представить себе словарное слово «налево, направо»? Чтобы раз и навсегда писать правильно. Может будет знак налево/направо, и там, и там будет стоять Ослик из Шрека? Ассоциации дети придумывали обычно сами, я подводила к ним.

8. Мы много разговаривали и я рассказывала очень много историй, о других детях, которых учила, о себе и своей школьной жизни, о ситуациях в которые попадала, ошибках, которые совершала .

9. Я попросила родителей мне доверять и стать правой рукой. Я объяснила стратегию, с которой будем работать и попросила разрешения, звонить в любое время на уроке, если будет нужно. По факту, когда ситуацию было сложно контролировать, а замечание в дневник я не могла написать (данное себе слово, что обойдусь без этого), я брала телефон, набирала на уроке маму ребенка, и говорила при всем классе с ней. Мол, так и так, такая ситуация, подскажите, как можно повлиять на Пашу/Мишу, меня сегодня не слышит. Может, не выспался? Ума не приложу, что сегодня с ним такое. Дома положите сегодня спать пораньше, пожалуйста, чтобы завтра в настроении пришел.

Такие звонки творили чудеса. И были всего лишь дважды за 5 месяцев. В остальное время достаточно было лишь мне взять в руки телефон. Ребенок менялся.

10. Если слышала «мат» от ребенка, и моего взгляда было недостаточно, тоже при нем набирала маму. Повторите пожалуйста дома с Ильей правила поведения в школе. Нет, я не могу вам сказать по телефону, что именно случилось, но уверена, Илья дома расскажет. Да, спасибо большое за понимание, он молодец, только правила поведения забыл. Не порядок. Буду ждать, спасибо.

Я уважала детей, а они уважали меня. В итоге, уже за 3 четверть я не поставила ни одной «двойки» ни по одному предмету ни одному ребенку.

Но тут была первая сложность.

Сдавая отчет, я вместо радости за наши успехи, получила полное недоверие со стороны коллеги, завуча по начальной школе.

— Ты взяла неуспевающий класс, и сейчас, по отчету, все дети успели? Так не бывает!
Успели. В том то все и дело. Но видимо потому, что класс маленький, им теперь комфортно и уютно учиться. Можем с ребятами и открытый урок дать:)
И мы дали. И не один.

И контрольные писали с наблюдателями, и технику чтения принимала завуч.

Но больше всего меня поразило то, что только 1 учитель пришел и спросил, что ты сделала? Как ты получила такой результат?:

Остальные считали меня кем угодно: от ведьмы до наивной дурочки. Мол, в пятом классе точки над й расставятся.

Кончено, дети не стали отличниками за эти полгода.
Но они узнали, что могут гораздо больше, чем о себе думали.

И главное достижение в том, что дети приняли ответственность за свою учебу. Но поняли, что они не одиноки.

Есть люди, которые могут помочь. Есть приемы, которые можно использовать, и будет учиться легче. Есть техники эффективного обучения.
Есть помощь и поддержка.

А я, как учитель, еще раз убедилась, что было бы желание работать. А знания, приемы, методы, найти можно.

Учитель — это не только контролирующая и проверяющая функция. Мол, как ты занимался дома? Как выучил правило? Как запомнил тему прошлого дня? Как сделал домашнюю работу? Как тебя воспитывают?

Учитель — это прежде всего образ мышления.

Как же мне жаль, что в педагогический вуз сейчас поступают либо потому что «не поступил куда хотел», либо потому что «там дешевле».
И как жаль, что студенты, которые учатся на учителей сейчас, сами практически не встречали мудрых учителей .

А если ты не знаком с мудрым учителем, как тогда им стать?
Школа не проблема, а возможность для развития.

И 90% успеха зависит от учителя. Именно учитель может мотивировать и зажигать глаза, сохранять и преумножать знания. Поднимать самооценку ребенка и осознанность в обучении.

Сохранить и приумножить. Это девиз для Летней школы эффективного обучения

Именно сохранением и приумножением знаний мы будем заниматься все лето.

За время летней школы экспертов ребёнок:

1. Сохранит знания, полученные в школе за прошедший год
2. Повысит скорость чтения
3. Повысит грамотность
4. Повысит скорость устного счета
5. Повысит собственную самооценку
6. Научится, как учиться в школе быстрее и эффективнее

Все это будет достигнуто с помощью ежедневных уроков, которые начнут приходить участникам школы с 1 июня
Все уроки рассчитаны так, что будут занимать не больше 15 минут в день у ребенка

Понедельное расписание:

Первая неделя — Неделя ТРИЗ игр. Играем, знакомимся, включаемся.
Вторая неделя — Неделя математики. Короткие интересные уроки для улучшения навыка устного счета.
Третья неделя — Неделя чтения. Повышение скорости чтения. Так же на этой неделе будут литературные онлайн-встречи с Ренатой Кирилиной
Четвертая неделя — Неделя русского языка. Повышаем грамотность, работаем с почерком. Задания на 5 минут, но эффект дают высокий

Пятая неделя — неделя экспериментов и окружающего мира.
Шестая неделя — неделя математики. Решаем задачки
Седьмая неделя — неделя чтения. Вновь литературные встречи
Восьмая неделя — неделя русского языка. Игры со словарными словами

Девятая неделя — неделя памяти и внимания.
Десятая неделя — неделя математики. Устный счет. Геометрические и логические задачи
Одиннадцатая неделя — неделя чтения. Читаем, изучаем и проводим литературные встречи.
Двенадцатая неделя — неделя русского языка.

А для родителей мы подготовили специальные еженедельные занятия по предметам и техникам эффективного обучения, которые:

1. Позволят составить карту по изучению школьного предмета за класс на следующий год
2. Позволят диагностировать плохо усвоенные темы за прошедший год
3. Позволят изучить проблемные темы в 5-7 раз быстрее, чем в школе

Если Вы еще на записали ребенка в Летнюю школу Ренаты Кирилиной, сейчас самое время сделать это, т.к. все, кто присоединяются к Летней школе в мае получают доступ ко всем экспресс-тренингам с мая по август.

Текущая стоимость участия 10 000 рублей, что эквивалентно 10 занятиям с репетитором. Этих занятий обычно мало, чтобы повторить все знания, забытые за лето. При этом репетитор не дает прогресс ребенку, а только восстанавливает забытые знания.

Изучив занятия летней школы эффективного обучения Ваш ребенок научится учиться и сможет весь следующий год учиться быстрее и легче.

Напоминаем, что пока действует самая низкая цена на летнюю школу эффективного обучения Ренаты Кирилиной

Запишите ребенка прямо сейчас и получите полный набор техник эффективного обучения для начальной школы, а так же ежедневную программу летних занятий, чтобы укрепить знания и навыки

Записаться в летнюю школу эффективного обучения>>

Вам понравилась статья? Сохраните себе на стену, чтобы не потерять

Автор

Рената Кирилина

Рената Кирилина

Эксперт №1 по эффективному обучению детей в школе, мама троих детей, прошла путь от учителя до директора школы

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.