Подготовка детей к школе. Интервью с учителем начальной школы

В преддверии важного этапа для тысяч первоклассников и родителей, мы решили поговорить на тему подготовки детей к школе с центральным звеном образовательного процесса — с учителем начальных классов.

Обсудили не только что должен знать ребенок, идя в первый класс и почему, но и что главное, в вопросе обучения наших детей.

Представляем вашему вниманию интервью с учителем начальных классов высшей квалификационной категории, Любовью Стрекаловской.

Любовь Алексеевна — про таких учителей говорят «Учитель от Бога», каждый ее урок — это приключение, а основной девиз Любови: «Главное в обучении — ситуация успеха».

В класс к Любови попасть непросто.

У нее обучаются дети директоров крупных предприятий города, лучших врачей Петербурга, политиков. Еще до начала набора класса все места заняты.

— Любовь, какое у Вас образование и опыт работы?

— У меня два педагогических образования.

Мурманский педагогический колледж, по специальности учитель начальных классов, и Новгородский Государственный Педагогический институт, высшее образование по той же специальности.

Стаж работы педагогом 30 лет.

— Сегодня Вы работаете без домашних заданий, и в ваших классах совсем нет неуспевающих детей. Вы можете легко объяснить детям все что угодно! Научить читать с помощью волшебного домика за несколько дней, уравнения объяснить с помощью кружки или яблока. Этому ведь не учат в пединституте? Откуда брались идеи?

—  Я сама до  простого объяснения детям уравнений, таблицы умножения, деления, названий компонентов действий дошла не сразу.

Первые свои классы, я просто вспоминаю с сожалением. Можно сказать, что опираясь лишь на знания “Пединститута”, я их ничему почти не научила…

— Ничему?

— Научила конечно, но с огномными домашними заданиями, требованиями. Ставила «двойки», думая что это будет стимулировать детей учиться.

— А что изменило ваш подход к обучению?

— У меня у самой двое детей. И когда моя дочь пошла в первый класс, я оказалась «по ту сторону баррикад», так же как все родители, несмотря на то, что я сама учитель начальных классов, страдала от больших домашних заданий, делала дома с дочкой уроки, помогала ей всячески, мне было так же трудно, как любой другой маме.

Особенно первые 4 года ее учебы. Но я думала, что так и должно быть! То есть эта ситуация казалась нормой.

Но все-таки я стала меньше задавать в своем классе. Понимая, что наказываю не только детей лишними уроками, сколько родителей.

— Это и было переломным моментом?

— Нет. Потом в первый класс пошел сын.

Получилось так, что я была в параллели именно с той учительницей, которая учила мою дочь.

И почему-то, помня, как было тяжело учиться дочери и мне, я никак не хотела ей же отдавать второго.

Еще четыре года мучений вечерами?

У меня было отторжение. А так как было только два класса в параллели, то у меня не было особо выбора: или ей, или себе.

И я приняла решение взять сына к себе в класс.

Меня все ругали. Говорили: “Как можно брать своего ребенка в собственный класс!”

Но мы с ним договорились, что в школе он меня будет звать только “Любовь Алексеевна”, “мамой” меня звать не будет.

на фото Илья Стрекаловский, сын Любови Стрекаловской

— Вы сделали то, что было «непринято» и «неправильно»?

— Совершенно верно! И это было самым главным решением в моей жизни, повлиявшим на всю мою карьеру и сотни детских судеб.

Вообще, вот бы все учителя учили своих детей. Думаю, многие вопросы в системе образования закрылись бы сами собой.

Потому что когда я начала учить сама собственного ребенка, я приходила домой и видела, что он ничего не понял.

На него злиться? На себя?

Когда я дома с ним садилась делать уроки я видела, что так как я объясняла ему на уроке, он не запомнил и теперь не может решить задачу или уравнение сам!

И теперь дома мне приходилось еще раз все разжевывать.

Но только теперь я не могла переложить ответственность на пособия, учителя, программу, ребенка, родителей. Потому что все замыкалось на мне.

И я начала искать способы доступного объяснения.

Именно в тот год я “выкинула” все “типовое” объяснение по методичкам, и искала способы, как мне объяснить на уроке тему так, чтобы не приходилось дома ее еще раз объяснять сыну.

Я искала способы простого объяснения сложного материала для ребенка. Я думала, а что Я могу сделать, чтобы у моего ребенка получилось?

В то же самое время я ушла от домашних заданий, я перестала задавать много. Потом у меня были два года, когда с разрешения администрации, вообще не задавала домашних заданий детям.

Я задавала только по желанию. Кто хочет — делает, кто не хочет — не надо.

И класс вышел не хуже, чем у параллельной учительницы, которая задавала всегда много.

— Любовь, сегодня вы имеете большое количество регалий, наград и успехов детей. Как молодые учителя могут повторить ваш путь? В чем секрет успеха?

— В ответственности. В том, что пока мы будем искать виноватого, страдать будем сами. Нет плохих детей, нет плохих родителей.

Если бы с дочерью я знала это, то не было бы часов слез за домашними заданиями и переписывания тетрадей.

В тот момент я думала, что моя задача — контролировать и ругать. А задача родителей на самом деле — поддерживать.

— Но ведь в школе много задают?

— Много. Но домашние задания никакой роли не играют.

Так же как не влияет и программа, по которой работает класс и школа. (Л. Г. Петерсон, Школа России, XXI век, Планета Знаний — не важно)

Домашние задания — это «маркер» для родителей, понял ребенок тему или нет.

Своеобразная лакмусовая бумажка. И оноситься к домашним заданиям надо так же.

— А что самое важно в начальной школе? Что играет роль?

— Играет роль только объяснение материала.
То есть, если я понятно объяснила материал, дети поняли на уроке.

И маме с ребенком дома не надо ничего делать, кроме того, чтобы проверить, как ОН САМ сделал уроки!

— А что еще?

— Отношения между ребенком и родителями. Отношение родителей к школе.

— А можно подробнее?

— Конечно, родители и учителя должны быть едины. Что важно для успешного обучения?

Знать и помнить, что важно не «стесняться» некотрых неуспехов ребенка, не шпынять его.

Важно сохранять здоровье ребенка, причем не только физическое, но и психологическое.

Важна поддержка ребенка и создание ситуации успеха. Нет смысла «гнобить» ребенка или «топить» в двойках.

А если уже родителям попался такой учитель, то родители должны взять ответственность за обучение детей в свои руки и помогать ему, а не бросать на произвол судьбы.

— Т.е. не со всеми учителями можно договориться?

Конечно. Каждый учитель уникален. У него свой опыт, свои привычки, в конце концов у него своя обстановка в семье и все это очень сильно влияет на обучение в классе

Поэтому я советую при выборе школы, выбирать учителя, а не школу.

— Надо ли готовить ребенка к школе?

— Однозначно. И ребенка, и родителей.

У ребенка есть три возраста: биологический (сколько ребенку лет), психологический (внутренне состояние) и физиологический (готовность к учебной деятельности).

Помогая ребенку готовиться, нужно учитывая их все.

 — Мы недавно проводили опрос в нашей группе и 94,9% родителей ответили что «Да, нужно». Я горжусь каждым так ответившим и знаю, что детям этих родителей будет учиться проще и легче, с такой великолепной поддержкой!

— Что включает подготовка к школе?

— Классическая подготовка к школе включает обучение ребенка минимальным учебным навыкам: слышать учителя, знать правила поведения в классе, на уроке, уметь держать ручку и карандаш, не разговаривать и не петь на занятиях, знать буквы и здорово, если ребенок умеет читать.

— Почему?

Потому что темп программы очень высок.

И если опытный учитель может позволить себе задержаться на непонятной детям теме, то большинство педагогов все-равно «побегут дальше», при этом у ребенка будет не автоматизирована предыдущая тема, и трудности будут нарастать как снежный ком.

Например, по программе на одну букву дается 1-2 дня.

Если ребенок знает буквы и умеет читать, то большая часть работы уже позади.

И ему нужно будет лишь научиться писать букву (запомнить из скольки элементов состоит, как движется рука).

И ребенку будет в сто раз легче.

Конечно, учитель научит и нечитающих детей читать, писать и считать. Только ребенок будет страдать от нагрузки. Узнавая новое, забывать старое. Уставать, и уставать с каждым днем все сильнее.

— А надо учить детей писать?

— Нет! Достаточно будет, если ребенок знает буквы, звуки и умеет читать по слогам.

Научить ребенка писать правильно и легко может только специалист. Переучивать сложнее, чем учить!

А вот навык чтения поможет! Так же как и счет в пределах 20-ти.

На счет в пределах 10, знакомство с цифрами выделяется очень много времени — практически с сентября до апреля.

Но затем, с середины апреля и до середины мая ребенок должен освоить и выучить счет в пределах 20.

Знать состав числа 20, уметь складывать и вычитать в уме.

Вначале второго класса счет изучается в пределах сотни, да еще и с переходом через десяток (49+23) Вот здесь и всплывают проблемы ввиду неумения считать до двадцати бегло.

— Как готовить ребенка к школе?

— Только в игре!!! Нельзя дома усадить шестилетнего ребенка и сказать: все, учимся, давай к школе готовиться! А вот на улице, в магазине, считая деньги, изучая номерные знаки машин и домов, считая камушки или ступеньки.

Специально для курса «К школе готов» я разработала методичку по подготовке к школе, которую могут использовать абсолютно все родители, а так же учителя начальных классов, тьютеры или репетиторы.

Она состоит из 30-ти уроков, которые состоят из продуманных игр и занятий с ребенком.

Участники курса смогут распечатать методичку, взять с собой в отпуск или к бабушке, и иметь под рукой простую и последовательную методику подготовки ребенка к школе.

Ничего не нужно выдумывать или искать.

В курсе «К Школе готов» мы с родителями с учетом трех возрастов ребенка подготовим наших детей к школе через игру и специальные упражнения.

Кроме того, в курсе будут блоки по мотивации детей, организации режима дня ребенка и раскрыты другие важные этапы подготовки первоклассника.

— Что дает правильная подготовка детей к школе?

Дети, которые умеют читать и считать, гораздо легче адаптируются к школе, у них постоянно есть ситуация успеха.

Ведь в школе все детки на виду. И они все время себя друг с другом сравнивают. Уже в первые недели обучения дети, умеющие читать, чувствуют себя комфортно, спокойно, уверенно.

Родители, которые подготовили ребенка к школе — дали самый главный инструмент в жизни — уверенность. Поверьте, это дорогого стоит.

— Какая еще подготовка бывает?

— Психологическая. Как ребенка, так и мамы с папой. Ведь главное, не стать врагом с ребенком! И не начать ссориться или нервничать из-за уроков или мелких сложностей.

Для ребенка очень важно выработать внутреннюю мотивацию, для этого нужны добрые, позитивные рассказы о школе, описание выгод для него (например отсутствие дневного сна, новые друзья, большее количество времени дома), обственный пример, отсутствие страха у родителей и соответственно у ребенка.

Хочу сказать родителям, что учитель не воспринимает себя как воспитатель — он будет говорить,что ты должен иметь навыки самообслуживания: сам одеться, раздеться, застегнуть и расстегнуть пуговицы, завязать шнурки (не умеет — купите  обувь без них)

Кроме того вежливость —  лучшее оружие в школе. «Спасибо» и «Пожалуйста» творят чудеса.

— В курсе, к школе готов, вы обучаете родителей?

— В курсе есть основная программа, но основная ценность — это диалог с родителями.

Во время которого прямо на занятиях родители прорабатывают свои страхи, вырабатывают индивидуальную стратегию для подготовки свого ребенка и могут задать любой вопрос, и получить на него опытный, компетентный отвтет.

Программа курса «К школе готов» включает в себя полную подготовку детей к школе. Я расскажу:

  • Как легко и просто научить детей читать, считать
  • Как правильно психологически подготовить ребенка к школе
  • Как выработать внутреннюю мотивацию и дисциплину
  • Что делать, если у ребенка логопедические проблемы
  • Как выбрать учителя?

Родители смогут быть спокойны за первые годы обучения свого ребенка. Это как попасть в незнакомый город с картой и опытным гидом.

Путешествие становится безопасным и увлекательным.

— А что, впринципе, должен знать первоклассник?

— Первоклассник должен знать:

  • ФИО свое и Ваше (родителей)
  • Адрес, где живет и кем работают родители (профессия)
  • Дату своего рождения
  • Определять время по электронным часам и желательно по часам со стрелками (хотя бы ориентироваться)
  • Дни недели, месяцы, времена года (признаки).
  • Связным текстом рассказать о себе
  • Запоминать короткие стишки
  • Знать цвета и их оттенки (оранжевый, голубой, фиолетовый…)
  • Геометрические фигуры
  • Ориентироваться в пространстве (выше,ниже,справа,слева.)
  • Перерисовывать простые рисунки по клеточкам.
  • Видеть клетку, строчку.
  • Иметь представление о звуках, буквах, речи.
  • Желательно, чтобы знал буквы хотя бы, а если умеет читать, это облегчит в разы его обучение в самом начале.
  • Считать до 20 и обратно, и  знать состав числа (это колоссальная помошь в обучении математике)

Но! Помните, что обучаеть ребенка можно только в игровой форме! (на улице считаем машины,в магазине деньги и т.д)

Как правильно учить детей можно научиться за 6 лет в пединституте и после нескольких лет практики.

А можно получить лучшую выжимку у тех людей, которые прошли этот путь и тем самым, сэкономить массу сил и избежать сотен ошибок в программе «К школе готов»

— Любовь, спасибо вам за ваше душевное тепло и ценный опыт.

— Спасибо!

Приходите в курс «К школе готов» и получите самые лучшие стратегии, самые передовые технологии и подготовьте ребенка к школе вместе с Любовью Стрекаловской

Начало программы — 24 июля, записи будут у всех участников курса

Занятия проводят:

Рената Кирилина, эксперт по развитию памяти и эффективному обучени,  педагог, учитель высшей категории

Любовь Стрекаловская, автор программы по подготовке к школе «К школе готов», учитель высшей категории, учитель года

Как обычно на старте программы действуют минимальные цены, которые повышаются по мере приближения даты старта

Забронируйте участие в этом потоке по минимальной цене прямо сейчас.

Готовим ребенка к школе правильно с опытным специалистом>>

Вам понравилась статья? Сохраните себе на стену, чтобы не потерять

Автор

Рената Кирилина

Рената Кирилина

Эксперт №1 по эффективному обучению детей в школе, мама троих детей, прошла путь от учителя до директора школы

Один комментарий к “Подготовка детей к школе. Интервью с учителем начальной школы”

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.