Техника для изучения таблицы умножения «Ленивые математики»

В рамках разработке дополнительных обучающих курсов для детей в школе «60 минут» хотим отметить несколько важных моментов: 

Для того, чтобы ребенок таблицу умножения знал, должно быть:

Во-первых, понимание таблицы и ее законов.
 
Именно поэтому важно объяснить смысл действия умножения, помочь ребенку понять ее законы. Почему в задаче 9*2 и 2*9 — это не одно и то же, и учитель может снизить оценку за перестановку множителей? (Речь о начальной школе!)

Во-вторых, таблицу важно выучить и запомнить.
 
Таблицу можно выучить по-разному: от зубрежки, до применения мнемотехники и игр. 

В-третьих, важно побороть забывание и научиться применять знания таблицы.

К сожалению, маленькие дети склонны быстро забывать учебную информацию.

Немецкий учёный Генрих Эббингауз доказал, что использование мнемотехники упрощает процесс запоминания, но практически не влияет на скорость забывания вновь изученного материала.

Экспериментальным путём он выявил, что в первый час забывается 60% новой информации.

Получается, что когда ребёнок учит весь вечер домашнее задание и «сдаёт» его родителям, то обе стороны уверены, что уж теперь то точно завтра в дневнике не будет плохой оценки.

Однако, придя в школу, ребёнок может не помнить и половины!

Чтобы этого не случилось, важно знать, какими бы способами вы не учили, не меньшую ценность представляет то, как вы или ребёнок информацию повторяет.

Генрих посвятил этому жизнь и выявил, что оптимальное повторение выглядит следующим образом:

первое повторение — сразу по окончании чтения;
второе повторение — через 20 минут после первого повторения;
третье повторение — через 8 часов после второго;
четвёртое повторение — через 24 часа после третьего.

Поэтому курс по таблице умножения будет интенсивным, но проходить в течение 10-им дней, чтобы дети не только поняли и запомнили таблицу умножения, но и правильно повторяли.
 

А теперь перейдем к технике понимания таблицы умножения «Ленивые математики»

Попробуйте продиктовать ребенку длинный-предлинный пример вроде 2+2+2+2+2+2+2+2+2+2… таким образом, чтобы ему пришлось записать его как минимум на двух строчках.

Посчитайте пример, складывая числа вместе с ребенком.

Важно понимать, что, когда Вы чему-то обучаете детей, важно всегда ставить себе цель: а чему Вы хотите, чтобы он сейчас научился? На чем сейчас фокусироваться?

Если в фокусе — объяснить ребенку принцип умножения, а не проверить, как он считает (складывает числа), то в момент подсчета вам следует ему помогать. Т.е. помогаем во всех моментах, которые не в фокусе (например, при освоении принципа решения задачи — помогаем ребёнку записать ее условие)

Итак, вы поставили целью — объяснить ребёнку, что же такое умножение. И начинаете вместе с ним складывать числа. Потому что часто детей большие объемы страшат. Считаем и проговариваем вместе с ним (2+2 четыре +2 шесть и т.д…)

Пишете следующий пример, уже с другим числом, и снова помогаете ребенку считать, проговаривая вслух то, что получается.

Например:

5+5+5+5+5+5+5+5+5+5+5+5=

Запишите несколько таких примеров с разными числами и скажите ребенку, как здорово у вас получилось сосчитать сумму. А затем спросите его, где нам может это пригодиться?

И ребёнок, возможно, с Вашей подсказкой, а, возможно, и сам, скажет, что это может пригодиться, например, в магазине — когда нам нужно взять несколько чупа-чупсов по 5 рублей, когда нужно взять определенное количество одинаковых вещей, одинаковые суммы в рублях и т.п.). Ключевое слово — взять что-то одинаковое (сколько-то чего-то).

А теперь предложите ребёнку поиграть: а про что это может быть?

2+2+2+2+2+2+2+2+2+2=

Например 2 — это количество рук у детей. В классе 10 человек, сколько рук у всего класса. (принцип понятности)

В некоторых учебниках (Петерсон, Школа России) есть подобное объяснение, но очень часто в школе это происходит бегло, и у детей нет понимания, что это такое, потому что они не нашли ответ самостоятельно. Некоторым детям в принципе нужно время, чтобы новые знания «распаковались», а этого времени школьная программа им, увы, не дает.

Можно даже «играть» с большими числами: 1000+1000+1000+1000

100+100+100+100+100 =

50+50+50+50+50=

— Легко писать?

— Нет, писать долго.

А ведь математики — очень ленивые люди. Они всегда все упрощают и сокращают. Поэтому вместо того, чтобы так длинно писать, они сократили пример, и получилось «по 100 взяли 4 раза», «по 2 взяли 9 раз», «по 50 взяли 5 раз».

Но писать тоже длинно, поэтому запись еще упростили, и поставили между числами точку, которую назвали — умножением:

100*4=400

 2*9=18

Поиграйте с ребенком. Напишите примеры сложением с одной стороны, со знаком умножение с другой стороны. Предложите соединить стрелочкой.

Спросите ребенка: интересно ли это? Полезно? Может пригодиться в жизни? Удобно считать? А писать?.. (Практически все дети не любят писать! Я не знаю ни одного ребёнка, который был бы в восторге от письма.)

И наверняка вы услышите в ответ «нет». Писать точно неудобно!

Тогда расскажите ребенку, что математики — это очень ленивые люди, и они упростили этот процесс.

И стали писать так:

«по 2 взяли 10 раз»

Спросите ребенка: удобнее так писать? А писать тебе нравится? И математикам тоже не нравится. Поэтому они, чтобы меньше писать, упростили еще больше эту запись. Знаешь как? (возможно, ребенок уже скажет ответ, или начнет придумывать свои знаки)

Математики заменили все эти слова простой точкой!

И получили «2*10»: по 2 взяли 10 раз. Представляешь?

Дайте ребенку прочувствовать это открытие, подключайте эмоции!

А давай теперь поиграем? Пиши: 5+5+5+5. Сколько получается? Как это можно записать?

По пять взяли 4 раза или 5*4

Продиктуйте такой пример:

3+3+3+3+3+3+3 = 

и запишите его, используя ПРИНЦИП умножения

по 3 взяли 7 раз или 3*7

100+100+100+100+100+100+100

По 100 взяли 7 раз

100*7

Такой пример:

5+5+5+4

А можно ли это записать также, как в предыдущем примере? Скорее всего, ребенок скажет что нет.

Вот здесь мы и вводим то самое важное понятие, что умножение — это сложение одинаковых чисел.

ВАЖНО: не надо сразу подсовывать ребенку таблицу умножения! Даже если он уже с ней знаком!

Первые 2—3 дня просто поиграйте с ним в «ленивых математиков». Называйте разные числа, придумывайте разные примеры с предметами, суммами и тп. Прописывайте и проговаривайте все действия вместе с ребёнком. Можете даже записывать вместо него примеры, потому что в фокусе в Вас сейчас — чтобы ребёнок понял суть умножения (сложение одинаковых чисел)

Можно даже порисовать карточки-пазлы, для того, чтобы закрепить результат

 
 
 

Только после того, как у ребенка появится понимание, мы начинаем переходить к запоминанию таблицы умножения.

Полный курс будет доступен ученикам пакета «С проектами»  «Школы 60 минут».

Кроме того, при оплате школы 60 минут сейчас, участники всех пакетов получат в подарок мини-тренинги по развитию детей (все тренинги для детей):

— Учим буквы английского (мини-курс)
— Как научиться пересказывать текст (мини-курс)
— Суперпамять (как у спецагента), мини-курс для детей
— Понимаем и запоминаем таблицу умножения
— ТРИЗ-тренинг (развиваем творческое мышление)
— Мини-курс «Повышаем скорость чтения» (для 2-3 классов)
— Мини-курс Скорочтение (для детей 4 классов)
— Мини-курс Быстрый счет (для детей 1-3 классов)
— Мини-курс по запоминанию словарных слов

Начало обучения в школе — 1 сентября.

Вам понравилась статья? Сохраните себе на стену, чтобы не потерять

Автор

Рената Кирилина

Рената Кирилина

Эксперт №1 по эффективному обучению детей в школе, мама троих детей, прошла путь от учителя до директора школы

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.