Воспитание подростка от А до Я. Что нужно знать родителям

Наши дети растут, меняются и меняются наши взаимоотношения. Вопросы, которые раньше не вставали перед родителями, сейчас стоят особенно остро.

Как объяснить влюбленному подростку, что и на школу хватит время? Когда начинается подростковый период? Не хочет учиться, нравится общаться со сверстниками? Как сохранить нормальную успеваемость, если ребенок считает их ненужными? Что делать, если подростки не следят за временем? Школа и внешний вид подростка. Выборочные интересы. Проблема профориентации. Как ограничить компьютер, не став врагом?

Уже в воскресенье мы разберем ответы на все эти и многие другие вопросы на программе «Обучаем мальчика-подростка от А до Я»

Для ответа на вопрос, почему так происходит и как понять подростка, обратимся к теории возрастной периодизации.

Периодизация — определенные закономерности развития, которые происходят в разном возрасте.

А зачем нам знать эти закономерности? Дело в том, когда ты понимаешь, как дети развиваются, тогда ты можешь предугадать, что ждать в тот или иной период, то проще подобрать нужно средство. Ожидаемые сложности легче преодолеть, чем спонтанные.

Существуют несколько теорий и возрастных периодизаций.

  • Периодизация Эрика Эриксона.
  • Возрастная периодизация Льва Семеновича Выгодского.
  • И периодизация, на которой построена наша педагогика, которую изучают во всех пед.вузах страны — это периодизация Даниил Борисовича Эльконина.

Нарисуем интеллект-карту.

Эрик Эриксон в основу периодизации закладывает личностные качества, которые формируются у ребенка на каждом этапе. Именно эту периодизацию мы с Вами сегодня и рассмотрим. Эриксон выделяет следующие этапы развития ребенка:

  • до года
  • от трех до семи лет
  • от семи до двенадцати лет
  • от тринадцати до восемнадцати лет
  • от восемнадцати до двадцати пяти лет

До года у детей формируется доверие или недоверие миру. Поэтому не надо детей пугать «бабайкой» или чем-то еще. В этот период здорово, если ребенок проходит в тихой обстановке, учится доверию/недоверию.

До трех лет — период формирования воли человека. Какая она будет у вашего ребенка: сильная воля или слабая воля зависит только от вас только в этот период. Ребенок проверяет нас на прочность, настаивает на своем мнении. Здесь если мы всегда будем продавливать его решения, ни разу не позволив ему что-то, то его воля может быть сломана.

От трех до семи лет — инициативность или пассивность. Например, ваш ребенок в 3-4 года решил помыть посуду, но при этом залил все: соседей, пол, ламинат. Какие у нас есть варианты? Поругать ребенка, и тогда у ребенка закладывается, что инициативу проявлять не надо и так хорошо. И потом родители, когда в этот период допускают ошибки, испытывают сложности. Если инициативу в этот период продавить, то это чревато пассивностью.

Но более подробно рассмотрим следующие этапы. Ведь в этот период дети становятся школьниками, и главное, что именно в это время в них закладываются самые важные качества.

От семи до двенадцати — уверенность в себе или неуверенность. Период, когда ребенок обучается в начальной школе. Как важно, чтобы педагог создавал ситуацию успеха. Самое главное, что сейчас вы можете сделать, это привить ребенку уверенность в себе. Мы говорим: “у тебя получится” и он начинает верить в это, все больше и больше.

Когда мы занимаемся сильными сторонами ребенка и его самооценкой, мы помогаем ребенку сформировать веру в себя. Если в этот период мы ребенку говорим: “Ты вечно перебиваешь. Ты вечно мусоришь. Ты не собранный. Ты невнимательный”, то так ребенок и будет о себе думать и будет стараться соответствовать этому.

Есть пословица: скажи человеку сто раз, что он свинья, и он захрюкает. Я читала учебник по канадской педагогике, удивительно, что в методическом пособии указано, что период обучения детей начальной школы исходит из того, что надо сформировать уверенность в себе.

В моей педагогической карьере был очень трудный класс. Семнадцать неуспевающих детей, учеников параллели 4 класса, собрали в один класс. Мне было очень страшно этих детей брать. Я понимала, что если у ребенка несколько двоек по предметам, то у них напрочь отбит интерес к учебе.

Я знала, что если школа «постоянно топит в двойках» ребенка, то и родители уже не реагируют на такие оценки. Дети привыкли к двойкам. И в то же самое время, я боялась, что не справлюсь.

И тогда я взяла за основу обучение детей с учетом периодизации Э. Эриксона. Первое, что я начала делать: это давать ребенку задание по силам. Если я вижу, что этот ребенок может без ошибок посчитать в пределах двадцати, то именно такие задания я и давала. Решив эти примеры, я могла поставить ему тройку. И это прежде всего было нужно не мне, а этим детям.

Был случай, когда я поставила все-таки двойку. Из восемнадцати слов было допущено шестнадцать ошибок! И я тогда ставлю ему эту «двоечку», маленькую, аккуратную, но крупными буквами пишу рядом — “Молодец”. За эти два правильных слова ты получаешь “Молодец”.

Ведь где сегодня два слова, завтра будет еще четыре.

Эти воспитательные и образовательные моменты рождаются, если ты понимаешь возрастную категорию.

Когда, например, ребенок скрипит на уроке стулом или зубами, не отреагировать я не могу, я поворачиваюсь и говорю: “Серафим, я могла бы ожидать подобного от кого угодно, но не от тебя. Ты — лидер этого класса, а тут ты скрипишь.”. Я поворачиваюсь, и больше скрипа нет.

Мы всегда встаем на сторону ребенка и даем альтернативные выходы.

Какие замечания в дневник писали вам ваши учителя? Какие бы замечания вы писали, если бы работали учителем? Или какие замечания есть в дневнике у ваших детей? Как много людей, которые хотят осудить? Полно людей, которые скажут, что вы что-то не так делаете. “Бегал на перемене, пилил парту линейкой”. Найдутся люди, которые захотят занизить самооценку ребенка.

Кто, если не родители, будут поддерживать ребенка!

Вы смотрели фильм “Возрождение легенды”? Все великие люди, которые достигали результатов, имели людей, которые их поддерживали. Мне очень повезло, у меня был таким человеком моя мама. А потом я вышла замуж, и мой муж меня всегда поддерживает. Станьте таким человеком для своего подростка!

Если ребенок балуется, учитель берет дневник и начинает что-то писать. Тогда ребенка учитель потерял вообще. Единственная мера воздействия — написать замечание в дневник и оно уже написано!Тогда ребенок понимает, что больше уже бояться нечего.

Ведь намного лучше взять дневник, сказать: “Круг прохожу, если исправишься, верну дневник. И никто не узнает о нашем маленьком секрете”. Обычно всегда срабатывает. Замечания, которые я писала, это были “повторить правила поведения в классе”. Иной раз ребенок мог сказать родителям дома на подобную запись: “нам всем так так писали, это для профилактики”. Ребенок не пишет, отвлекается, а я беру дневник и пишу: “Как бы хотелось, чтобы вашим ребенком можно было чаще гордиться. Сегодня гордилась им дважды. Но уверена, это не предел!”. И ребенок читает, и после этого ему нет смысла баловаться. Здесь мы даем ему спасательный круг, за который он может взяться.

От тринадцати до восемнадцати лет — этап, когда формируется верность себе или диффузия. Здесь закладывается очень важное качество: зависим ли мы от чужого мнения. Насколько ребенок будет зависим от чужого мнения или верен своему.

Наконец, от восемнадцати до двадцати пяти — любовь или чувство исключительности. Это осознание своей уникальности и любить себя. Понимание, что мой нос — это мой нос, и т.п. Если что-то в себе не устраивает, по Эриксону задаем себе вопросы: что я могу сделать, чтобы исправить, и начинает с этим работать. Делает он это не из-за чьего-то мнения, а человек- сам себе критик.

Очень сожалению, что в наших педагогических ВУЗах мало внимания уделяют периодизации этого мудрого человека.

Больше скажу, ее даже не рассматривают в педагогических вузах. Хотя для меня она является фундаментальной в осознании детей и принятии детей.

Если вам интересно узнать полезные вещи о воспитании подростков, регистрируйтесь на тренинг, который пройдет уже в это воскресенье.

Выбирайте нужный вам пакет обучения и пусть ваши отношения с ребенком-подроском будут комфортными и доверительными.

Вам понравилась статья? Сохраните себе на стену, чтобы не потерять

Автор

Рената Кирилина

Рената Кирилина

Эксперт №1 по эффективному обучению детей в школе, мама троих детей, прошла путь от учителя до директора школы

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.