69 способов договориться с ребенком Часть 2

Список деструктивных способов получился внушительный, не совсем радостный, но тем менее, чаще всего именно так мы и поступаем. Потому как культуры обращения с чувствами у нас нет. Нас этому не учили, об этом никогда не говорят нигде. В итоге мы вструпаем в противоборство с детьми и у нас есть только одна цель — выиграть. А детей мы часто игнорируем и  просим убрать свои чувства из нашего поля зрения. И все. 

Конструктивные способы договориться с ребенком.

А вот эти способы я рекомендую вам попробовать. И найти те, которые вам нравятся и помогают. Может быть, вы будете их чередовать, может быть, найдете какие-то свои. В любом случае это отлично!

19. Глаза в глаза, уши в уши

Внимательно выслушайте своего ребенка. Порой ребенку достаточно, чтобы вы просто отложили свои дела, посмотрели ему в глаза и услышали, что он вам говорит, а не пропустили мимо ушей. Андрей мне как-то сказал: «Мама, мне всегда больно ты подстригаешь ногти!» «Похоже, тебе действительно было очень больно в последний раз. Я постараюсь больше так не делать». И конфликт был исключен.

20. Сердце в сердце. Разделите чувства ребенка

Используйте этот прием, когда ваш ребенок жалуется, злится, расстроен. В общем, в отношении чувств ребенка. «Ребенок: Из-за того, что 2 человека не написали контрольную, нам всем придется ее писать еще раз!» Покажите ребенку, что ваше родительское сердце понимет его чувства: «Ты, наверное, очень разочарован. Ты хорошо написал контрольную, а теперь придется еще раз писать. Я вижу, что ты очень обижен и огорчен.»

21. Активное слушание — Назовите чувства ребенка

Даже если он жалуется, даже если на ваш взгляд его переживания беспочвенны. Не судите их. Просто проговорите. Помню, однажды, у меня дети поссорились. И Адрей пришел ко мне на кухню топая ногами. «Убери от меня Никиту!» — требовал он. Я в тот момент закричала на него: «Как ты можешь так говорить, вы же братья! Оба виноваты и т.п.» Скандал принял глобальные масштабы. Но когда ситуация повторилась, впредь я стала помогать эмоциям ребенка обрести жизнь. «Ты очень злишься сейчас. На Никиту в целом или на какой-то его поступок?» Такая беседа всегда заканчивалась конструктивным примирением. А ведь всего лишь вектор общения с «учительского» перешел в «материнский»

22. Фантазеры — Покажите, что вам понятны желания ребенка, подарите ему желаемое в фантазии

Честно скажу, способ самый сложный. Но работающий.  Для его внедрения непременно нужен опыт. Представьте, ребенок играл за столом и в итоге уронил чашку, облился и мокрый. Вы ведь предупреждали его, сам виноват. Но ведь ребенок и сам понимает, что был не прав, да к тому же испытывает не самые приятные ощущения. А тут еще родитель, добивающий его эмоции своим «Я же тебя предупреждал» В первый раз внедрить будет не просто, но лучше сказать так «Ты не удержал чашку, она выскользнула из рук и теперь ты мокрый. Вот бы была машина времени, тогда ты мог бы меня послушать и не облиться». Вы проговорили его чувства, да еще и подарили ребенку желаемое в фантазии. Вы — молодец! Или, например, другая ситуация. «Я не хочу ходить в школу!» — говорит 13-ти летний подросток. Помечтайте с ним. Порой именно ваше участие и понимание уже доставит ребенку радость! «Да, вот бы можно было в школу не вставать каждое утро, а идти туда когда проснешься! Или машину времени — и сразу закончить школу!.. Давай еще помечтаем, что бы тебе помогло?»

23. Ах, если бы сбылась моя мечта!

LbARkAS-eyQЭтот метод заключается в том, чтобы вы помогли расписать желания детей, а не перечеркивать их на корню словами «У нас нет денег, много хочешь мало получишь, а ГЗМ тебе не подарить, ты только о себе думаешь, даже не мечтай, сначала веди себя хорошо, а потом проси и т.п.»

Мои мальчишки не обделены мечтами. И могут ходя по магазину представлять себя владельцами всех окружающих их игрушек и вещей. У нас даже есть в телефоне специальная заметка — мечталка Никиты и желалки Андрея. Вы, конечно, по наимтию можете сказать ребенку жестко «Нет!» и для верности добавить пару «установок». А можете не запрещать мечтать. «Если не сбылось сейачас, ведь это не обозначает, что ты никогда не достигнешь желаемого. Вполне возможно, давай запишем. А дальше все зависит от нас» — эти слова куда лучше. Ведь сколько проблем во взрослом возрасте можно было бы избежать, если бы взрослые не боялись желать и мечтать, и верили, что даже если сейчас не получилось, это не отрицает возможности в недалеком будущем достигнуть желаемое. «Ах, если бы сбылась моя мечта!…»

24. Вижу-вижу!

Описать, что вы в курсе ситуации и вы видите проблему «Вижу, уроки еще не сделал…» — вот так просто, без оценки, без упрека. Или сказать, что «Я только заметила, что уже пять, а ты даже не завтракал»… Или так «Вижу, ты не убрал за собой. На столе осталась грязная посуда»

25. Предоставьте информацию

Аналогично п. 23 но без слов вижу-вижу. Просто «Ты еще не завтракал. Уроки не сделаны. На столе грязная посуда» Передаем информацию и никак не оцениваем «хорошесть» ребенка и т.п. Просто факты. Это помогает не брать на себя отвественность, а оставить ее на ребенке. Вы передали информацию, а он сам решает, что с этим делать.

26. Скажите одним словом

Тоже один из способов взаимодействия. Только еще короче. Подходит для повторного обращения внимания ребенка к проблеме. Одним словом. «Уроки! Посуда! Завтрак!» и т.п. Работает на «ура»! Гораздо эффективнее сотни лишних морализаторских слов.

27. Покажите одним жестом

Рукой, пальцем, кивком головы, глазами. Особенно эффективно глазами. Никита! А дальше я молча поворачиваю голову в сторону зоны отвественности ребенка.  К тарелке на столе. К игрушкам на полу. И т.п. При этом безусловно уловив его взгяд.

рк28. Я-сообщения. Поговорите о своих чувствах

Например, у меня дети частенько не закрывали после себя кран. И вода продолжала капать, капать. «Мне больно видеть, как драгоценная вода тратится даром» — обычно такие слова сразу находили отклик в действиях детей. Они бежали и закрывали кран. Однако, постоянного эффекта добиться не получалось, поэтому я стала писать записки.

29. Пишите записки

«Если слышишь: “Кап, кап, кап!”, беги в ванную и закрой кран. Спасибо, Мама». Еще был такой вариант «Я кран. Я не хочу плакать. Закройте меня!»

Так же с помощью записок можно решить многие проблемы. Последовательность уборки, напоминание о необходимости сделать домашнее задание. Все можно изобразить в виде «карт», «шпаргалок», даже «квеста»

Моим детям однажды явно не хотелось убирать в гостиной. Было поздно, я устала и была готова разозлиться. Но вместо этого нарисовала на листе А4 последовательность действий (одежда, кубики, шашки, лего), сложила из листа «самолетик» и запустила его детям. Сказав при этом, что самолет перевозит важную информацию. На борту ценный груз. Который нужно будет вернуть обратно. Дети с удовольствием убирали в комнате, вычеркивали пункты из списка и отправили обратно самолетик. Было здорово!

30. Хвалите ребенка за конкретные действия

Хвалить тоже надо уметь.  Даже если есть за что поругать, лучше всегда вначале отметить положительный момент. И даже если на первый взгляд найти такой трудно. Примеры похвалы я предлагаю вам скачать здесь и использовать активно в отношениях с детьми.

ф5

На этом список конструктивных способов общения не заканчивается, в следующей статье я продолжу рассказывать о том, что помогает мне с детьми находить общий язык. Кстати, для всех родителей хочу отметить одну особенность — все эти спобобы работают и со второй половиной тоже. С мужем, женой. Так легко найти общий язык, если перестаешь видить врага в своем партнере и понимаешь, что можно тупо дрессировать, а можно взаимодействовать.

Именно так поступают мудрые родители и мудрые жены.

Я желаю вам отличного настроения, будьте счастливы!

Рената Кирилина

P.S. Обязательно поделитесь этой статьей с друзьями. Пусть они тоже откроют для себя многотомную мудрость в нескольких словах!

P.S.S. Участвуйте в марафоне «Камасутра для родителей» здесь . Начало программы 1 сентября